Разъяснение, когда выезд на встречную полосу разрешен. Объезд препятствия на дороге – штраф или лишение? Штраф за выезд на встречку и дтп

Время чтения: 6 минут

Административные наказания придуманы не только для того, чтобы пополнить бюджет страны. Они предназначены обезопасить дорожное движение, не зря ведь транспортное средство относят к источникам повышенной опасности. Одним из самых опасных маневров, совершаемых на дороге, является выезд на встречную полосу, а нарушение правил движения на «встречке» чревато последствиями от имущественного ущерба до причинения вреда здоровью или жизни людей. В этой статье мы рассмотрим правила совершения этого маневра, попробуем разобраться с запретами, а также ответить на вопрос, какой предусмотрен штраф за выезд на встречную полосу в 2019 году?

Что такое движение по встречной

Нормативно закрепленного определения выезда на полосу встречного движения нет, но что это такое, мы все же попытаемся определить. Для начала необходимо дать понятие полосе встречного движения.

Встречная полоса – это участок дороги, на котором автомобили движутся по противоположному направлению. Если разметка отсутствует, то это всегда половина дороги: ширина одной полосы равняется 3 метрам фактической дороги, то есть от разметки до разметки.

Если она присутствует, то «встречка» не всегда будет располагаться в 50% дороги, например, существуют дороги с тремя полосами движения. Тут уже все зависит от нанесенных разграничений.

Теперь к вопросу, что считается выездом на полосу встречного движения: таким действием признается любой маневр, в результате которого автомобиль вышел на встречную сторону дороги. И неважно, сделал ли он это всем корпусом или только одним колесом, так как последствия в любом случае могут быть тяжелыми. Именно таковы разъяснения ГИБДД о выезде на встречную полосу.

Правилами предусмотрены даже случаи, когда водитель должен уступить дорогу встречному автомобилю. Какие знаки означают, что вы должны уступить дорогу, если движется встречный автомобиль? Если такой разъезд затруднен, знаки «Крутой спуск» и «Преимущество встречного движения» вменяют в обязанность водителю пропустить встречный автомобиль.

Когда запрещен выезд

Запрет на выезд имеет место в следующих случаях:

  • На дороге 4 полосы и более. В таком случае выезд разрешается только на перекрестках, для совершения разворота или поворота, если нет других запрещающих знаков.
  • Трёхполосная дорога, на которой средняя предназначена для движения в параллельных направлениях. Выезжать для совершения маневра можно только на среднюю полосу, на крайнюю левую это категорически запрещается.
  • Трамвайные пути, на которых движение осуществляется по встречному направлению. Выезд разрешен только на попутные, когда все полосы вашей стороны заняты, или для совершения маневра. Стоит отметить, что трамвайные пути должны располагаться на одном уровне с дорогой и не быть отделены от нее сплошной линией.
  • Объезд транспортных средств, которые стоят перед железнодорожным переездом. Обгон можно делать не менее чем за сто метров до переезда.
  • На перекрестках. В этом случае запрет распространяется на регулируемые и нерегулируемые перекрестки (во втором случае, если водитель движется не по главной дороге).
  • Пешеходный переход. Тут выезд на полосу встречного движения запрещается.
  • На сложных поворотах, в конце подъема.
  • Если на дороге присутствует запрещающая разметка, за выезд водитель будет нести административную ответственность. В местах, где установлен знак «Обгон запрещен», также нельзя выходить на «встречку».
  • Объезд препятствия с пересечением сплошной линии разметки. Это действие должно совершаться с правой стороны, и только если оно невозможно, разрешается выход на «встречку».
  • Наезд на сплошную полосу также будет расцениваться как выезд на встречную. Пересечение сплошной линии одним колесом также является правонарушением.
  • Разобравшись с запретами, рассмотрим, чем же грозит выезд на встречную полосу.

    Ответственность водителя

    Ответственность за выезд на полосу встречного движения до вступления в действие последних изменений в ПДД представляла собой лишение водительского удостоверения.

    В связи с последним ужесточением ответственности за нарушения Правил статья, регулирующая ответственность за выезд на полосу встречного движения, претерпела изменения в части, касающейся наказания за это правонарушение.

    Так как квалификация действий водителя происходит по нескольким, а не по одной статье КоАП, наказание с 1 января 2016 предусматривает лишение прав или штраф, который может быть различным в зависимости от тяжести нарушения.

    Размер штрафа

    Штраф за движение по встречной полосе одностороннего движения в 2019 равняется 5000 рублей. Но санкция также предусматривает и лишение права вождения автомобиля на срок до 6 месяцев.

    Выезд на встречную полосу трамвайного движения подлежит аналогичному наказанию: 5000 руб. или лишение прав на тот же срок. Если трамвайные пути находятся за сплошной линией, в таком случае дополнительное наказание будет эквивалентно сумме до 1500 рублей.

    А вот пара примеров, которые показывают разницу размеров штрафов за езду по «встречке» в 2019 году. Полный список санкций вы можете найти в . Но давайте теперь разберем наиболее частые случаи конкретнее.

    Объезд

    При объезде препятствий через сплошную линию предусмотрено административное взыскание в размере до 1500 рублей. Такое наказание предусмотрено частью 3 статьи 12.15 КоАП РФ.

    Довольно часты ситуации, когда на дороге с двухполосным движением, разграниченной сплошной линией, прямо на полосе движения делает остановку автобус в месте, обозначенным знаком «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса». Если для остановки нет специально отведенного участка, ПДД в таком случае автобус препятствием не считает.

    Как поступить в этом случае? Делать объезд автобуса по «встречке»? Интересно, что, в соответствии с Правилами, остановка в таком месте запрещена, потому что расстояние между линиями разметки не должно быть меньше 3 метров. Получается противоречие между Правилами и значением дорожного знака. Но объезд будет нарушением. В зависимости от ситуации последствия выезда на встречную полосу будут иметь диапазон от 500 рублей до лишения водительских прав.

    Заезд

    Движение на дороге должно четко соответствовать нанесенной разметке: наезд разрешается только на прерывистую линию и только при перестроении. Если водитель наехал на сплошную линию, такое нарушение ПДД наказывается штрафом в размере 5 тыс. или лишением прав на 4-6 месяцев. Заезд на встречную полосу одним колесом также будет считаться правонарушением и повлечет такие же санкции.

    Бывают ситуации, когда автовладельцы получают штрафы за выезд на «встречку» на дороге без знаков и разметки. Здесь водитель должен делать выезд на дороге с двумя полосами движения; в другом случае выход на встречную полосу без разметки и без знаков будет считаться нарушением, и за это предусмотрено максимальное наказание.

    На перекрестке

    Выезд на встречную полосу на перекрестке при повороте налево наказывается максимальными санкциями – 5000 руб. или лишение права вождения автомобиля до полугода. Для осуществления такого маневра необходимо занять крайнюю левую сторону своего движения и дождаться своей очереди. Только осуществив эти действия, можно поворачивать. Но не забывайте, что делать это нужно, строго соблюдая разметку.

    Разворот с выездом на встречную полосу имеет свои нюансы. Перекресток с одним пересечением проезжих частей позволяет делать разворот как по ближней, так и по дальней траектории, если этому не препятствует разметка. Перекресток с пересечением двух проезжих частей разрешает разворот только по дальней траектории, разворот по ближней считается правонарушением и предусматривает максимальный размер наказания.

    Обгон на перекрестке с выездом на полосу встречного движения можно осуществлять, только если движение осуществляется по главной дороге, где не имеется запрещающих знаков, и на самом перекрестке в рамках дорожной разметки. Нарушение этих условий влечет административную ответственность в виде 5000 руб. или лишения права водить автомобиль на 6 месяцев.

    Когда вопрос касается въездов (выездов) во двор или парковки, часто для того, чтобы заехать на определенную территорию, кажется неизбежным проигнорировать требования знаков и дорожной разметки. Но делать это ни в коем случае нельзя. Необходимо продолжать движение, пока не найдется место для разворота, а при выезде также двигаться в соответствии с разметкой и дорожными знаками, либо найти другой выход.

    При несоблюдении возможны столкновения, вследствие чего некоторые автомобилисты задаются вопросом: когда выезжающий со двора задел авто на «встречке», кто виноват? Ответ прост: выезжающий находился на второстепенной дороге и поэтому должен был удостовериться в безопасности совершения маневра. Виновником ДТП будет являться именно он.

    При обгоне

    Выезд на полосу встречного движения при обгоне транспортного средства, если присутствуют запрещающие знаки, наказывается денежным взысканием в размере 500 рублей. Но даже при наличии знака «Обгон запрещен» есть категория транспортных средств, которые разрешено обгонять. К ним относится тихоходный транспорт, распознать которые можно по специальному знаку. Если его нет, обгон можно делать только при условии, когда водитель точно знает характеристики движущегося перед ним ТС.

    Через сплошную

    Обгон через сплошную – одно из довольно часто встречающихся нарушений правил дорожного движения. Неудивительно, ведь не каждому хочется плестись за колонной техники, движущейся со скоростью 30 км/ч. Но за такое нарушение ПДД, как выезд на встречную полосу через одну сплошную, следует наказание – штраф 5000 рублей или лишение прав.

    Повторное нарушение

    В предыдущих разделах мы попытались ответить на вопрос, какое наказание за выезд на встречную полосу первый раз. Теперь пришло время поговорить о рецидиве правонарушения. В данном случае ответственность придется нести по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ, которая предусматривает денежное взыскание в размере 5 тыс. рублей или лишение прав на срок 1 год.

    Какой срок выезд на полосу встречного движения считается повторным, устанавливает статья 4.6 КоАП РФ, в которой сказано, что этот период равняется одному году со дня исполнения наказания.

    Исключения

    Как и в любом правиле, так в этом имеются исключения.

    Крайняя необходимость при выезде на встречную полосу касается объезда препятствия, если невозможно его объехать по попутной стороне. Такое право предоставляется статьей 2.7 КоАП РФ.

    В этом случае реализуется право на свободное передвижение, предусмотренное Конституцией РФ, которое обеспечить другими путями не представляется возможным.

    Кроме того, как в описанной выше ситуации с автобусом, КоАП РФ запрещает остановку ТС в местах, где расстояние от края разметки до противоположной, на которой сделала остановку машина, менее 3 метров. Поэтому вынужденный выезд на полосу встречного движения не может быть подвергнут административному наказанию.

    Как оспорить

    Правозащиту за вменяемый в вину выезд на полосу встречного движения необходимо осуществлять в суде. Все ваши доводы для инспектора ГИБДД не имеют значения. Для отстаивания своей невиновности придется приложить достаточно много усилий.

    Если вам грозит наказание в виде лишения прав, не будет лишним обратиться к автоюристу. Самозащита своих прав требует некоторых знаний, которые вы можете почерпнуть в статье « ».

    Выезд на встречную полосу. Какие последствия: Видео

Не всегда за выезд на встречную полосу полагается штраф. Например, обгон ТС на узкой двухполосной дороге в том месте, где данный маневр не запрещён разметкой и дорожными знаками, не послужит причиной наложения штрафа или лишения ВУ.

Вопреки представлениям многих автолюбителей даже объезд препятствия через сплошную полосу не будет являться нарушением , если, конечно, объехать его справа не представляется возможным.

Однако здесь следует чётко представлять, что обозначает термин «препятствие». Это, конечно, не затор на дороге или не тихоходное транспортное средство, отказывающееся пропустить попутные автомобили, съехав на обочину. В данном случае, если вы пересекаете сплошную разметку для обгона или объезда, вы однозначно нарушаете требования ПДД.

За выезд на полосу встречного движения в данном случае вам грозит:

  • штраф 5000 рублей ,
  • четырех- или шестимесячный срок лишения ВУ.

Как правило, если нарушение совершается впервые, то водитель, согласный с выводом инспектора, отделывается вышеназванным штрафом в 5000 рублей. Повторное же нарушение — это однозначное лишение прав сроком не на 6 мес., а на год . Исключение в данном случае — если повторное нарушение было зафиксировано автоматической камерой. Тогда вам также будет грозить лишь максимальный штраф.

Проезд под знак «Въезд запрещён»

Как выезд на встречную полосу трактуется и проезд под «кирпич», однако только если вы движетесь во встречном направлении по односторонней дороге . Знак «Въезд запрещён» часто устанавливается для организации движения на территории стоянок ТЦ, АЗС и т.д.

Так вот, в случае, например, заезда на заправку со стороны, предназначенной для выезда ТС, ответственность наступает по гораздо менее серьёзной статье, предусматривающей всего лишь предупреждение, но чаще штраф 500 р. Это трактуется как въезд под запрещающий знак на прилегающую территорию.

То есть о выезде «встречку» в данном случае речи не идёт. Более того, в таких местах знак «Въезд запрещён» зачастую устанавливается в нарушение ГОСТ. Например, если «кирпич» трудно заметить на расстоянии ближе 100 м от знака, то он уже установлен не по правилам, и решение о взыскании штрафа можно оспорить.

Когда максимальный штраф неизбежен

Рассмотрим ещё некоторые случаи, однозначно трактуемые как движение по встречной полосе. Пятитысячерублевым штрафом или лишением ВУ наказывается:

  1. Выезд на разделительную полосу, «встречку» на четырёхполосной дороге независимо от причины;
  2. Обгон по встречным трамвайным путям;
  3. Выезд на «трёхполоске» на крайнюю левую полосу;
  4. Выезд на реверсивную полосу при сигнале светофора, запрещающем движение.

Напомним, что выезд на реверсивную полосу, обозначенную соответствующей разметкой, разрешён только на зелёный сигнал реверсивного светофора. Как только он гаснет, необходимо перестроиться вправо.

Как отстоять права в споре с инспектором ГИБДД

Сейчас в КоАП имеется чёткое разделение понятий «движение по встречной полосе» и «поворот или разворот с нарушением требований знаков и разметки». Выше мы в основном говорили про первое понятие, являющееся серьезнейшим административным правонарушением, грозящим лишением прав или максимальным штрафом.

Однако зачастую такие ошибки водителей, как поворот налево через сплошную или, например, разворот, трактуются инспекторами ГИБДД так, как они привыкли или как им удобно. Между тем, поворот через сплошную линию — это отнюдь не движение по «встречке». Наказывается этот маневр не лишением прав, а всего лишь штрафом в 1500 или даже 1000 р. То же наказание — и за другое нарушение, которое некоторые водители считают вполне невинным — поворот налево на перекрёстке с полосы, для этого не предусмотренной.

Мы упомянули, что через сплошную линию объезд препятствия не считается нарушением, если другого пути просто нет, а перед этим водитель пропустил ТС встречного направления. Но если то же вы совершите, например, на четырехполосной дороге или в месте, где объезд справа возможен, вы однозначно нарушите правила и попадете под ст. 12.15 ч. 3, предусматривающей штраф 1000—1500 р. Иные случаи трактуются как нарушение статьи 12.15 КоАП ч.4 и могут послужить причиной лишения прав.

В заключение напомним, что выезд на встречные трамвайные пути, на «встречку», пусть даже и без нарушения правил — чрезвычайно опасный маневр, поэтому по возможности старайтесь его избегать, а при обгоне на узкой дороге будьте предельно внимательны.

Вас заинтересует:


2 Comments

    Cлучай такой. Я двигался в попутном направлении по крайней левой полосе с потоком на 3х полосной дороге, крайняя правая из них автобусная. Неожиданно перед мной боком выезжает автомобиль, нарушив при этом ПДД, так как на данном участке запрещен разворот и поворот налево, чтобы избежать прямого столкновения и без пострадавших я принял свой автомобиль левее, т.е. чтобы уйти от удара. В итоге я получил прямой удар в правую заднюю часть авто, после чего от удара откинуло мой автомобиль на свою полосу. В ДТП вину с меня сняли, но хотят лишить прав на год на выезд на встречную полосу. Виновнику ДТП выписали штраф 1500р за попытку развернуться, а меня хотят лишить прав. Как быть в данной ситуации, подскажите пожалуйста.

    Заказать поисковая раскрутка сайтов продвижение сайтов и seo По всем возникшим вопросам Вы можете обратиться в скайп логин SEO PRO1 мы с удовольствием ответим на все интересующие вас вопросы...Анализ вашего интернет-проекта бесплатно

Выезд на встречную полосу движения – опасное и непредсказуемое нарушение правил, ведь когда два автомобиля двигаются навстречу, скорость удваивается и времени на принятие решения остается намного меньше. Наиболее громкие ДТП связаны именно со столкновениями на встречной полосе. Учитывая этот факт, не вызывает сомнений правильность отнесения такого нарушения правил к наиболее опасной группе правонарушений, за совершение которых водитель уплатит значительный штраф, а в более серьезных случаях — лишится права управления ТС.

Полоса встречного движения

Прежде чем рассматривать случаи выезда на встречку, необходимо дать определение выезду на встречную полосу. Регулируют данный вопрос Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения» . Пункт 1.2 Правил посвящен определению значения терминов и понятий, которые встречаются в тексте и должны пониматься всеми однозначно, чтобы не допустить отклонений от их первоначального значения. В этом пункте отмечено, что полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.


Правила не содержат однозначного ответа на вопрос, что считать выездом на встречную полосу, но установить это несложно из общего смысла Правил. Что такое «полоса движения» мы выяснили, теперь с языковой точки зрения не сложно установить, что полоса встречного движения – полоса, по которой движение осуществляется «навстречу». Также к разрешению этого вопроса можно привлечь п. 1.4 Правил, где сказано, что движение в РФ осуществляется по правой стороне.

Подведем итог. Официального определения, что считать выездом на полосу встречного движения, закон не содержит, но содержит критерии определения. На их основе можно сформулировать определение: полоса встречного движения – полоса движения, с разметкой или без, расположенная слева от всех полос попутного направления, движение по которой осуществляется в направлении, противоположном направлению движения водителя.

Важно!

Обратите внимание, из определения полосы движения следует, что отсутствие разметки не делает проезжую часть однополосной . Некоторые недобросовестные водители думают, что если разметки нет, по такой дороге можно ездить как угодно. На практике же складывается так, что выезд на «встречку» будет считаться произошедшим, даже если дорога визуально не делится на полосы. В бытовом лексиконе часто можно встретить фразу «пересечь сплошную» в значении выезда на полосу встречного движения, но если разобраться, выяснится, что это не всегда то же самое.

В Правилах установлено, что в отсутствие разметки водитель должен определять полосы самостоятельно. Должны быть учтены два фактора: ширина дороги и габаритные размеры автомобиля. Сколько машин поместится на дороге одновременно, столько на ней и полос. Единственное строгое правило в этом вопросе – четность количества полос . Это означает, что если ширина проезжей части одновременно вмещает 3 автомобиля, то полос будет только две, если 5 автомобилей – то 4. В отсутствие разметки предполагается, что каждое из направлений движения, встречных относительно друг друга, должно иметь равное с другим направлением количество полос для движения.


Правила дорожного движения устанавливают, что стороной встречного движения в отсутствие разметки будет являться половина ширины дороги, расположенная с левой стороны. Анализируя эти положения, мы понимаем, что сторона встречного движения устанавливается не только по формальным признакам, но и на основе содержательных критериев. Это означает, что встречной полосой мы будем считать ту часть дороги, где транспорт движется нам навстречу.

Разрешенный и запрещенный выезд на встречную полосу

Правила дорожного движения предусматривают как разрешенный, так и запрещенный выезд на встречную полосу. Это означает, что иногда даже пересечение сплошной линии является законным и не предполагает административной ответственности.

разрешен

Наказание за выезд на встречную полосу не всегда квалифицируется по указанным выше статьям. Совершение маневра по объезду объекта, мешающего движению, грозит водителю в размере от 1000 до 1500 рублей и квалифицируется как «разворот или поворот на дороге с нарушением требований знаков и разметки» по пункту 2 статьи 12.16 КоАП.

Есть ряд ситуаций, в которых выезд на встречную полосу по статьям ПДД не влечет за собой наказание:

  • на неширокой дороге с разметкой и знаками, не препятствующими выезду на встречную полосу, с целью выполнения обгона;
  • объезд аварии, провала на дороге или других препятствий по встречной полосе, когда объезд по своей полосе невозможен;
  • поворот на дороге, размеченной на три полосы, при отсутствии запрещающих знаков;
  • обгон в месте перехода прерывистой линии в сплошную;
  • выезд на полосу движения, встречного для водителя, с целью избежать аварии (сотрудник ГИБДД выносит устное предупреждение).

Случаи, когда выезд на полосу встречного движения запрещен

Водитель должен иметь представление, что грозит за выезд на встречную полосу, а в каких ситуациях выезд не является нарушением, чтобы избежать неправомерных действий со стороны сотрудников ГИБДД.

Случаи, когда выезд на полосу встречного движения является нарушением, прямо указаны в законе (статья 12.15 КоАП РФ). Запрещены законом следующие дорожные ситуации:

  • П. 9.2 Правил дорожного движения – выезд на встречную полосу дороги с четырьмя и более полосами.
  • В таком случае запрещен обгон, объезд, поворот и разворот, причем развернуться и повернуть водитель, движущийся по многополосной дороге, сможет только на ближайшем перекрестке.
  • П. 9.3 Правил – выезд на крайнюю левую полосу на дороге с тремя полосами, средняя из которых – общая.
  • Общая полоса, находящаяся посередине, предназначена для обгона, объезда, поворота и разворота водителей с любой из двух остальных полос. Ехать по ней постоянно запрещено.
  • П. 11.4 Правил – общие правила, запрещающие обгон в следующих местах:
  1. Регулируемые перекрестки;
  2. Пешеходные переходы;
  3. Железнодорожные переезды и 100 метров перед ними;
  4. Мосты, эстакады, тоннели;
  5. На участках с ограниченной видимостью.
  • П. 15.3 – объезд автомобилей, стоящих перед переездом.
  • Ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ — движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.

Важно!

Любому водителю необходимо уяснить разницу между двумя терминами из Правил – «обгон» и «опережение». Обгон — опережение, которое связано с выездом на встречную полосу и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу. Опережение — движение транспортного средства быстрее попутных транспортных средств. Сопоставление двух этих определений показывает, что при опережении никакого выезда на встречку не происходит, а для обгона это ключевой признак. Крайне важно отличать два этих разных дорожных явления, ведь от того, что сотрудник ДПС напишет в протоколе, зависит очень многое.


Препятствие — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Запомните, пробка или затор препятствием не являются, объезжать их по встречке нельзя.

Выезд на полосу встречного движения связан с разными причинами:

  • При объезде препятствия;
  • По другим причинам.

Если открыть КоАП РФ на статье 12.15 мы увидим, что наказание за выезд при объезде препятствия гораздо ниже (1000-1500 рублей), чем за выезд по другим причинам (штраф в размере 5000, или даже лишение ВУ на 4-6 месяцев). Связано это опять же с требованиями безопасности движения – иногда объехать препятствие по встречке является наиболее безопасным решением. Также могут быть случаи, когда иного выхода просто нет – препятствие нет возможности преодолеть другим путем. Если удастся доказать, что совершенные действия были единственно возможными, то ответственности можно избежать.

Выезд на полосу встречного движения как злостное нарушение

Тяжелым нарушением правил дорожного движения является выезд на полосу встречного для водителя движения в следующих ситуациях:

  • пересечение разделительной полосы.
    Нарушение правил перестроения через двойную разметку также влечет за собой штраф (5000 рублей) или лишение водительских прав сроком от 4 до 6 месяцев (часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ), при повторном нарушении сроком на 12 месяцев. Исключение составляет автоматическая фиксация нарушения (часть 5 статьи 12.15 КоАП РФ). Правила указывают, что за выезд на встречную полосу грозит в такой ситуации только наложением штрафных санкций.
  • выезд на полосу реверсивного движения, предназначенную для сотрудников ГИБДД.
    Наказание на выезд на полосу встречного для водителя движения — штраф размером 5000 рублей или лишение водительских прав, сроком от 4 до 6 месяцев (часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ). Нарушение во второй развлечет за собой лишение водительского удостоверения на срок до 12 месяцев (часть 5 статьи 12.15 КоАП РФ).

Важно! Перестроение на реверсивную полосу с неработающим светофором также является нарушением ПДД!

Готовы ответить на интересующие вас вопросы в комментариях.

Более половины всех регистрируемых нарушений правил движения на двусторонних дорогах вызваны выездом автомобилистов навстречу движущемуся потоку машин. И даже ужесточение наказаний за подобные нарушения не способствует снижению их количества. Наказанием в таких случаясь становится лишение прав на вождение или штрафы, размер которых зависит от условий, в которых это произошло. Например, за выезд на встречную полосу первый раз наказание в 2019 году представляет выплату 5 тыс. рублей или водитель лишается права водить машину на ближайшие 4-6 месяцев.

Совершение такого маневра для того, чтобы обогнать автомобили, идущие впереди, является самым опасным маневром. Такое действие является угрозой не только для самого водителя и его пассажиров, но и для тех добросовестных автомобилистов, которые спокойно едут с соблюдением правил.

Способы наказаний за маневрирование на встречной полосе зафиксированы ст. 12.15, 12.16 КоАП РФ :

  • необходимость уплаты денежного штрафа (не более 5000 руб.);
  • возможность лишиться прав на вождение на период от 4 до 6 месяцев.

Если гражданин совершил нарушение первый раз за год, вместо возможно применить штрафные санкции. При этом решающую роль играют следующие нюансы:

  • Нарушение рассматривается, как первое, если за последние 12 месяцев водитель ни разу не привлекался к ответственности по подобному нарушению.
  • Когда автомобиль выезжает на встречную полосу, не совершая обгона, закон предусматривает штраф, хотя возможно лишение прав. Но точных критериев выбора способа наказания не разработано.
  • Повторное нарушение по пункту 12.15 КоАП РФ в течение одного года приводит к лишению водительских прав, причем не на 6 месяцев, а на целый год.

Выбор передается на полное усмотрение судьи, именно он определяет, какого наказания заслуживает нарушитель. При обнаружении перестроения на встречную полосу инспектор на дороге скорее всего заберет права, вместо них будет вручено временное удостоверение, но только суд решает, стоит ли лишать водительских прав или следует ограничиться уплатой штрафа.

Но если подобное нарушение повторится в течение одного года, это приведет к лишению на 12 месяцев. На оплату штрафа отводится 2 месяца. За просрочку платежа предусмотрены пени. Кроме того, при уклонении от уплаты нарушителя могут привлечь к обязательным работам или административному аресту.

Когда можно избежать наказания

ПДД не предусматривает никаких условий, которые бы допускали обгон без наложения санкций. А то, что вписано в автомобильное законодательство РФ, довольно расплывчато, поэтому при рассмотрении таких случаев часто возникают непонятные моменты.

Имеются некоторые условия, соблюдение которых поможет не подвергнуться штрафу за выезд на встречную полосу:

  • Обогнать по встречной полосе возможно и даже разрешено, если на данном участке не имеется никаких разметок или запрещающих знаков. То, что не запрещено, можно считать разрешенным. Следует также учитывать ситуацию на дороге в данный момент.
  • Если дорога состоит из трех полос, то обгон совершается по средней полосе, она существует именно для совершения маневров. При этом нужно избегать выезда на крайнюю противоположную полосу.

ПДД предусматривают возможность обгона с учетом габаритов автомобиля и широты дороги. Но ввиду отсутствия конкретных критериев, методика учета этих факторов расплывчата и на практике применяется не часто.

Когда нельзя выезжать на «встречку»

Правилами 2019 года запрещается выезд на встречную полосу при наличии определенных условий. Такими условиями считаются:

  • Обгон на 2-х и 4-х полосных трассах, то есть имеющих четное количество полос (п.9.2 ПДД ), если там нет разрешающего знака. Если такой знак есть, то обгон возможен.
  • Наличие запрещающего знака (например, знака «Обгон запрещен»), независимо от количества полос.
  • Специальные или опасные участки дороги, например, пешеходные переходы, мосты и туннели, регулируемые перекрестки, железнодорожные переезды и 100-метровая зона вокруг них.

Также запрещается обгон по крайней полосе, по которой навстречу движутся машины.

Выезд на встречную полосу для объезда препятствия

Если при движении автомобиля на его пути появляется препятствие, то ему невольно приходится выехать на обочину или на встречную полосу. Препятствием считаются:

  • Наличие ограждений по причине ремонта дороги, например, при настилании или ремонте асфальта.
  • На данном участке произошла авария, объехать которую другим путем нельзя.
  • На дороге стоит автомобиль с выставленным знаком и аварийной сигнализацией.
  • На дороге имеется упавшее дерево, большой камень, другие предметы, создающие препятствие для передвижения по прямой.

Препятствием не считаются лужи, пробки, заторы, стеклянные осколки, мешки с мусором, коробки из бумаги. В данной ситуации нарушение рассматривается по ст. 12.15 (ч. 4). Судья может вынести решение лишить водителя прав, для этого дело также отравляют в суд.

Если автомобилист выезжает на встречную полосу, с одновременным пересечением сплошной линии, степень ответственности определяется ст.12.15 (ч. 3).

Перестроение на реверсивную полосу

На некоторых трассах имеются полосы, которые регулируются не постоянно, а только при возникновении определенных обстоятельств. Это так называемые . Их можно определить по следующим признакам:

  • они ограничены двойной прерывистой линией;
  • они регулируются светофором.

На реверсивную линию разрешено перестроиться только при появлении зеленой стрелки светофора. Запрещено въезжать на нее, если горят оба сигнала или светофор не работает. Не нужно забывать, что с противоположной стороны также может гореть разрешающий сигнал.

Данное нарушение приравнено к передвижению по встречным полосам и также предусматривает выплату нарушителем 5000 рублей и изъятием водительских прав, при условии, что гражданин допустил подобное нарушение впервые. При повторном нарушении дело также отправят в суд, но гражданин лишится права водить автомобиль на 1 год.

Кто и как фиксирует маневры на встречной полосе

Обычно нарушение фиксируется камерой фото- или видеофиксации, которая расположена на месте совершения нарушения. С автоматикой спорить бессмысленно, автомобилист получает постановление и квитанцию об оплате штрафа, размер которого составит от 1000 до 1500 руб. Кроме того:

  • Выезд на обочину наказывается штрафом 1500 руб.
  • Объезд по пешеходной или велосипедной дорожке – 2000 руб. Это наиболее опасный способ маневрирования.
  • Выезд на «встречку» при повороте, вызванном появлением препятствия, сумма штрафа составляет 1000-1500 руб.

Вторым способом зафиксировать нарушение становится наличие инспектора ГИБДД вблизи места нарушения. С ним, в отличие от камеры видефиксации, можно поспорить при наличии веских оснований для выезда на «встречку».

Для того, чтобы избежать нарушения и штрафа, водитель может переждать, пока препятствие будет устранено. Если правила не запрещают, можно сдать немного назад и объехать препятствие другим способом. Но в некоторых случаях движение назад становится нарушением и облагается суммой 500 руб. согласно ст.12.14 (ч. 2).

Выезд на встречную полосу: штраф 2019 обновлено: Февраль 12, 2019 автором: admin

Добрый день, уважаемые автолюбители.

С тех пор, как за выезд на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения ввели ответственность в виде лишения права управления транспортным средством, вопросы о встречной полосе стали появляться значительно чаще. И огромная практика по лишениям, и

В этой части статьи мы выделим простые вопросы о выезде на встречную полосу, чтобы просто разобраться, выезд на встречную полосу разрешен, а когда двигаться во встречном направлении запрещено.

Все приведенные в этой статье примеры содержат нарушения ПДД, наша задача верно их квалифицировать и определить был ли выезд на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения или нет.

Начнем с того, что выезд на встречную полосу по умолчанию разрешен, а все запреты уже описаны в тексте . И запретов на самом деле больше, чем кажется. Этим запретам и посвящена эта статья.

Полоса движения

Первое, нужно четко понимать, что такое полоса движения:

«Полоса движения» — любая из продольных полос {tip:: «Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.}проезжей части{/tip}, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

То есть полоса движения может находиться исключительно на проезжей части, а проезжая часть в свою очередь неотъемлемый элемент дороги. Из этого следует, выехать на встречную полосу можно только, если транспортное средство находится на проезжей части дороги. Ни на АЗС, ни во дворах, привлечь за выезд на встречную полосу вас не могут. Даже выезд и движение по тротуару или обочине, расположенными на левой стороне дороги, не является выездом на встречную полосу. Но стоит понимать, что попасть на левую сторону дороги, можно в основном только, через встречную полосу. В любом случае движение по тротуару и обочине — это грубое нарушение ПДД на какой бы стороне дороги они не находились.

Итак отметим — выезд на встречную полосу может быть только на проезжей части дороги.

Так же в тексте Правил дорожного движения фигурирует понятие «ряд» однако отдельного определения для него нет. Поэтому будем использовать обычное толкование этого понятия

Ряд — Совокупность однородных предметов, расположенных в одну линию.

Прямые запреты выезда на встречную полосу

Тут все просто, Правила дорожного движения однозначно указывают, когда выезжать на встречную полосу запрещено.

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

При повороте после выезда с пересечения проезжих частей транспортной средство не должно оказаться на встречной полосе. Количество полос и наличие разметки значения не имеет .

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

На любой дороге имеющей 4 или более полос выезд на встречную полосу для обгона или объезда запрещен. Наличие разметки значения не имеет .

Обратите внимание, при отсутствии разметки или знаков согласно {tip:: 9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).}п.9.1{/tip} ПДД Водитель самостоятельно определяет 2 или 4 полосы содержит проезжая часть. Однако при движении двух рядов в одном направлении, очевидно, что дорога имеет две полосы достаточных для движения автомобилей в одном направлении, не смотря на субъективную оценку водителя. Естественно могут быть частные случаи с грузовыми автомобилями, но давайте сделаем логический вывод — при отсутствии разметки (и)или знаков 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8 выезжать третьим и далее рядом на встречную полосу запрещено.

9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево и разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

Здесь обратим внимание на обязательное наличие разметки, так как при ее отсутствии согласно п. 9.1 ПДД трех полос на дороге быть не может. Если разметка отсутствует, на дороге может быть только чётное количество полос независимо от того во сколько рядов осуществляется движение .

А теперь прошу обратить внимание на расположение транспортных средств на иллюстрациях без разметки. Ширина дороги одинаковая, но в одном случае 4 полосы движения, в другом три.

Эти ситуации регулирует п. 9.1 ПДД:

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Как видите, при отсутствии разметки расположение транспортных средств регулируют сами водители, не один водитель, а все, исходя из дорожной ситуации. И одна и та же дорога может иметь различное количество полос в зависимости от ситуации на дороге.

Двигаться по дороге можно в три ряда, но при этом дорога останется двухполосной согласно п. 9.1 ПДД, и второй ряд будет частично двигаться по встречной полосе. На двухполосной дороге без разметки нет требований двигаться строго по полосе и выезд на встречную полосу не запрещен.

Однако, если транспортное средство из третьего ряда вернется в свою полосу, то это уже будет считаться обгоном , а в данном случае это будет являться нарушением п.11.2 ПДД. То есть выезд на встречную осуществляется без нарушения правил, но если этот выезд связан с обгоном, то правила будут нарушены.

На этой же самой дороге может двигаться два ряда в одном направлении, но в пределах половины ширины проезжей части, расположенной справа.

Таким образом, образуется две полосы в одном направлении, и встречная полоса или полосы расположенные на левой половине проезжей части выезд, на которые запрещен согласно п.9.2, если на левой стороне две полосы, и согласно п.9.3, если на левой стороне проезжей части одна полоса. Опять же количество полос определяется водителями движущимися, как в попутном, так и во встречном направлении.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается

Тут все просто, если на дороге есть встречные трамвайные пути, выезд на них запрещен.

Также запрещено выезжать на встречную полосу перед переездом:

15. Движение через железнодорожные пути

Кроме того, запрещается:

объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;

Косвенные запреты

Помимо прямых запретов на выезд на встречную полосу, существуют и другие правила, нарушение которых повлечет выезд на встречную полосу.

Нарушение требований дорожной разметки.

Такой разметкой может быть сплошная линия 1.1, двойная сплошная линия 1.3, сплошная одновременно с прерывистой линией 1.11 и двойная прерывистая линия 1.9.

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой, а также и со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда.

Тут аналогично, только с одной стороны линия прерывистая и ее пересекать можно.

Более интересная ситуация на дороге с реверсивным движением

6.7. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.

Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела. При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.

Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах — с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9.

То есть, если отключены светофоры и линия расположена слева, ее пересекать нельзя. Но, если ее пересечь, то это не значит, что будет совершен выезд на встречную полосу.

Надо понимать, что реверсивная полоса предназначена как для встречного, так и для попутного направления. И в случае отключенного или отсутствующего светофора она не является ни встречной, ни попутной. Поэтому выезд на полосу для реверсивного движения при неработающем светофоре не является выездом на встречную полосу.

Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.

В этом абзаце речь идет о крайней левой линии 1.9. Ее пересечение, повлечет выезд на встречную полосу.

Обратите внимание, где совершен выезд на встречную полосу, а где нет. От этого зависит мера ответственности.

Нарушение правил обгона

Тут очень важную роль играет определение термина «Обгон»:

«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Во первых обгон — это всегда выезд на встречную полосу , и нарушение правил при выполнении обгона — это всегда выезд на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения.

Во вторых обгон — это возврат на ранее занимаемую полосу или сторону проезжей части.

Это два основных момента, которые необходимы для верной квалификации нарушений.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Только выполнив вышеуказанные условия можно начинать обгон, а равно и выезжать на встречную полосу для совершения обгона.

11.4. Обгон запрещен:

Чтобы вам было проще понять этот пункт, просто представьте перед всеми указанными местами установленный знак 3.20 «Обгон запрещен». Запомните эти места и всегда мысленно дорисовывайте этот знак, когда к ним подъезжаете.

Важно! Не является обгоном поворот налево со встречной полосы после опережения транспортных средств!

Как видим в первом случае нарушен п.8.5, который прямо не запрещает выезд на встречную полосу, во втором случае, нарушен п.11.4 который прямо запрещает обгон, а равно и выезд на встречную полосу. Обратите внимание на отсутствие разметки.

Все запреты выезда на встречную полосу могут применяться как раздельно, так и совместно. Например знак 3.20 «Обгон запрещен» и сплошная линия разметки 1.1 могут применяться как совместно, так и раздельно.

В этой статье мы рассмотрели основные ситуации, когда запрещен выезд на встречную полосу. В следующем материале мы разберем спорные ситуации, в которых инспекторы ДПС любят «рисовать» часть 4 статьи 12.15.